Чек-лист для выявления психиатрической патологии
1. Настроение
Депрессия:
- ангедония (отсутствие радости от жизни)
- тоска, снижение настроения
- нарушения сна
- снижение темпа мышления
- снижение двигательной активности
- затруднение концентрации внимания
Симптомы присутствуют 2 недели и больше.
Что делать: при наличии – идти к психиатру или психотерапевту.
К психиатру, если есть: признаки эндогенности:
- аутохтонность (нет связи с внешними событиями);
- повторяемость, вариант – сезонность (весна-осень), но не только;
- наличие суточного ритма (утром хуже, вечером лучше);
- наличие ранних утренних пробуждений (4-5 утра);
- наличие аналогичных заболеваний у родственников.
А также:
- симптоматика мешает повседневной деятельности
- витальный оттенок тоски (сдавление или тяжесть в груди)
- эпизоды депрессии или мании (см. ниже) в прошлом
- суицидальные мысли
- сон нарушен настолько, что это мешает в течение дня
Мания:
- стабильно повышенное настроение выше привычного уровня
- ускорение темпа мышления, часто сопровождающееся неустойчивостью внимания
- повышенная двигательная активность
- снижение потребности во сне (спит меньше нормы, но этого достаточно).
Что делать: при наличии – идти к психиатру.
2. Тревога
Критерии здоровой тревоги: связана с конкретной ситуацией и адекватна ей по силе и продолжительности.
Варианты патологической тревоги (не все):
- выраженная постоянно присутствующая тревога, не связанная с конкретной ситуацией («свободно плавающая»), которая мешает повседневной деятельности
- приступы выраженной тревоги или паники
- навязчивые мысли, от которых человек не может избавиться
- защитные ритуалы (например, мытье рук), которые снижают тревогу
- тревога, связанная с конкретной ситуацией, которая мешает и вынуждает человека избегать подобных ситуаций
Что делать: идти к психиатру или психотерапевту.
3. Галлюцинации
- Разговоры с самим собой, напоминающие беседу или реплики в ответ на чьи-то вопросы (исключая замечания вслух типа «Куда я подевал очки?»).
- Смех без видимой причины.
- Внезапное замолкание, как будто человек к чему-то прислушивается.
- Встревоженный, озабоченный вид; невозможность сосредоточиться на теме разговора или определенной задаче.
- Впечатление, что человек видит или слышит то, что вы воспринять не можете.
Что делать: при подозрении – скорая помощь.
Императивные галлюцинации (голоса, приказывающие что-то делать) – показание к неотложной госпитализации через скорую помощь.
4. Бредовые идеи
- Изменившееся поведение по отношению к родственникам и друзьям, появление необоснованной враждебности или скрытности.
- Прямые высказывания неправдоподобного или сомнительного содержания (например, о преследовании, о собственном величии, о своей неискупимой вине.)
- Защитные действия в виде зашторивания окон, запирания дверей, явные проявления страха, тревоги, паники.
- Высказывание без явных оснований опасений за свою жизнь и благополучие, за жизнь и здоровье близких.
- Отдельные, непонятные окружающим многозначительные высказывания, придающие загадочность и особую значимость обыденным темам.
- Отказ от еды или тщательная проверка содержания пищи.
- Активная сутяжническая деятельность (например, письма в милицию, различные организации с жалобами на соседей, сослуживцев и т.д.).
Что делать: однозначной тактики нет, слишком много вариантов. Возможен вызов скорой помощи при явных нарушениях поведения, возможен самостоятельное посещение психиатра, возможно освидетельствование через психоневрологический диспансер.
5. Суицидальные мысли
Что делать: при наличии – идти к психиатру.
6. Ясное сознание
Ориентировка в месте, времени и собственной личности («Какое сегодня число? Где мы? Как Вас зовут?»).
Что делать: если отсутствует хотя бы один из этих пунктов – скорая помощь.
7. Сон
- затруднение засыпания, многократные пробуждения ночью, сонливость днем, несмотря на достаточный ночной сон и т.д., кроме ранних утренних пробуждений
- нарушения сна повторяются больше 2-3 раз в неделю без видимой причины в течение 2 недель и больше и влияют на работоспособность днем
Что делать: идти к сомнологу (специалист по сну) – оптимальный вариант, можно к неврологу или психотерапевту.
- ранние утренние пробуждения (в 4-5 утра) – признак эндогенности (см. пункт про депрессию) и требуют консультации психиатра.
8. Признаки психоорганического синдрома
- эмоциональные расстройства (раздражительность, эмоциональная лабильность, слабодушие, эксплозивность, подавленность, брюзгливость, ворчливость, злобность, благодушно-беспечная эйфория, безразличие, апатия), особенно если появилось последнее время;
- нарушения внимания (истощаемость, отвлекаемость, затруднения переключения);
- нарушения подвижности мышления от детализации до вязкости;
- волевые расстройства (ослабление инициативы, сужение круга интересов, стереотипизация деятельности, инактивность),
- часто – головные боли, метеолабильность, возможно головокружение.
Что делать: при наличии – обращаться к неврологу.
Нэнси Мак-Вильямс выделяет 16 признаков психического здоровья (пояснения мои - А.Д.):
1. Способность любить.
Уметь быть в отношениях, принимать и любить другого его таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации, обесценивания и попыток переделать. Быть способным брать и отдавать в отношениях.
2. Способность работать.
Имеется в виду в первую очередь реализация творческого потенциала, привнесение в мир чего-то нового, осмысленность деятельности, а не просто "отсиживание в офисе с 9 до 5".
3. Способность играть.
Играть в самом широком смысле, но в первую очередь имеются в виду игры, включающие творчество и взаимодействие с другими людьми. Игра - это не только и не столько игры с конкретными правилами, сколько отношение к жизни, юмор, фантазия, танцы, творчество и т.д.
4. Способность выстраивать безопасные отношения.
Способность доверять партнеру, готовность к эмоциональной близости в отношениях и в то же время способность отделяться от партнера, не "залипать" только в отношениях. Умение находить баланс между потребностями в близости и независимости.
5. Автономия.
Умение опираться на себя и на свои силы, самостоятельно принимать решения, распознавать свои желания и отделять их от навязанных другими людьми.
6. Способность оставаться в контакте с собой (постоянство "самости").
Знание и принятие разных сторон своей личности, как "хороших", так и "плохих". Умение замечать и разрешать внутренние конфликты.
7. Способность восстанавливаться после стресса.
А также накапливать ресурсы и адаптироваться к новой ситуации конструктивными способами, а также просить помощи и поддержки при необходимости.
8. Реалистичная самооценка.
Способность относиться хорошо к себе в целом, при способности видеть недостатки и что-то с ними делать, разрешение себе ошибаться и способность учиться на ошибках.
9. Система ценностных ориентиров.
Ценности прожитые и осмысленные, а не просто механическое повторение услышанного от других. Гибкость и отсутствие ханжества.
10. Способность выдерживать накал эмоций.
Умение распознавать эмоции, быть с ними в контакте, но при этом действовать на основе собственного выбора, а не идя на поводу у эмоций. Способность проживать даже очень сильные эмоции, собственные или оставаться в контакте с другим человеком, когда он испытывает сильные переживания. Умение понять, какие потребности стоят за эмоциями.
11. Рефлексия.
Способность и готовность посмотреть на себя со стороны, как смотрели бы на другого человека. Честность в признании причины проблем.
12. Ментализация.
Способность понимать, что другие люди могут очень сильно отличаться, иметь другой опыт, эмоции, потребности, мировоззрение и т.п. Разрешение другому быть другим. В гештальте часто используется формулировка "согласие на разногласия". Отсутствие эгоцентризма и понимание того, что реакции другого могут быть вызваны его собственными процессами, а не общением с ним.
13. Владение достаточным количеством защитных механизмов.
Защитные механизмы - это далеко не всегда плохо, в психоанализе низкий уровень организации личности оценивается не по наличию примитивных защит, а по отсутствию высших защит. И важна гибкость в их использовании и готовность действовать в соответствии с обстоятельствами, а не по привычным стратегиям поведения.
14. Баланс между тем, что мы делаем для себя и для своего окружения.
Один из самых простых навыков для теоретического понимания, но один из самых сложных для применения в жизни. Ресурсы всегда ограничены, поэтому всегда приходится выбирать, и важно, чтобы не было резкого перекоса в одну сторону.
15. Чувство витальности.
Способность чувствовать себя живым, ощущать свое тело, эмоции, готовность к новому опыту.
16. Смирение.
Готовность принять то, что мы не можем изменить, способность оплакать несовершенство мира и ограниченность наших возможностей и тем не менее продолжать жизнь и получать удовольствие от жизни.